Коробка отбора мощности (КОМ) и гидравлический насос для крановой установки подбираются в зависимости от коробки переключения передач автомобиля и характеристик манипулятора. Типы применяемых гидронасосов:

  • насос поршневой;
  • насос аксиально-поршневой;
  • насос шестерёнчатый (НШ);
  • насос пластинчатый.

Коробки отбора мощности (КОМ) предназначены для привода всевозможных рабочих органов оборудования, установленного на автомобильном шасси, посредством карданного вала или гидравлического насоса. Коробки отбора мощности используются на автоцистернах, автокранах, коммунальных машинах и другой спецтехнике. Коробки отбора мощности, устанавливается на КПП, РК автомобиля. Включается коробка отбора мощности из кабины водителя. На автоцистернах и грузовиках с лебёдкой имеется возможность использовать реверсивную коробку отбора мощности. В этой коробке вращение выходного вала возможно в обе стороны. В основном коробки отбора мощности работают при стоянке автомобиля, но некоторые, например, установленные на автомобилях для очистки городских улиц, работаю также и при движении.

К КОМ предъявляются следующие требования:
— малые габариты и масса;
— большой ресурс;
— обеспечение заданного передаточного отношения;
— малые усилия при переключении и снижение утомляемости водителя;
— обеспечение необходимого отбора мощности;
— повышенный межсервисный пробег;
— уменьшенный расход топлива;
— увеличенный ресурс двигателя и сцепления.

Коробки отбора мощности являются наиболее экономичным решением для привода гидронасосов, поэтому они оказываются неотъемлемым компонентом гидросистемы мобильных машин. Присоединительные размеры КОМов и гидравлических насосов унифицированы, особенно это удобно, когда насос необходимо монтировать непосредственно на корпус КОМа. Кроме этого, в номенклатуре вспомогательных частей к коробкам отбора мощности предусмотрена большая гамма дополнительных переходных элементов, например, фланцев для выхода под карданную передачу.

В мобильной спецтехнике (коммунальной, лесной, строительной, дорожной, буровой, нефтепромысловой, горно-шахтной и специальной) на базе различных видов шасси для привода насосов или непосредственно рабочих органов вращательного действия используется или специальный двигатель необходимой мощности, либо двигатель самого шасси — через КПП и коробку отбора мощности.
Тип выбираемого привода определяется уровнем передаваемой мощности и условиями работы спецтехники. За базу специальных машин обычно выбираются заводские автомобильные шасси. Тогда уровень передаваемой на навесное оборудование мощности определяется мощностью приводного дизеля и параметрами КОМ (коробка отбора мощности). Для большинства задач, выполняемых спецтехникой, мощности дизеля хватает, и нужно только правильным образом подойти к вопросу выбора коробки отбора мощности.

КОМ (коробка отбора мощности) может устанавливаться в различные штатно предусмотренные положения на КПП и обеспечивает возможность передавать мощность:

  1. При стоянке шасси и при движении шасси (автомобиля).
  2. При стоянке шасси и при движении шасси (автомобиля) без изменения передачи КПП.
  3. Только при стоянке шасси (автомобиля).

КОМы (коробки отбора мощности), входящие в первый раздел, относятся также к еще двум подразделам: работа при непрерывности мощностного потока при перемене передачи в коробке (при этом передаваемая мощность лежит в пределах 25 кВт — 65 кВт), такие КОМ могут устанавливаться практически на все шасси; во второй подраздел входят КОМ при работе которых происходит прерывание мощностного потока при перемене передачи в коробке; в этот момент вспомогательные навесные агрегаты создают сопротивление для шасси, идущего под накат, поэтому применение таких КОМ может влиять на характеристики шасси в целом, а при работе на стоящем шасси эти КОМы имеют возможность пропускать полную мощность дизеля. Эти КОМ могут отбирать мощность из разных точек КПП: вторичный вал КПП, первичный вал раздатки, от опор карданных валов. Обороты и момент на выходе описываемых КОМ определяется выбранной передачей КПП при движущемся шасси, что часто является недостатком, но при этом позволяет иметь широкий диапазон по моменту и оборотам при использовании неподвижного шасси.

Количество передаваемой через КОМ мощности должно определяться исходя из скоростных характеристик шасси, чтобы не происходило их ограничения в таких режимах, как совершение опережения транспортного потока и др. Эти данные КОМа должны учитываться при расчете мощностных характеристик специальной техники, если таковая базируется на мобильном шасси, часто в соответствие с расчетом характеристик иметь более мощный приводной дизель для привода вспомогательных агрегатов (насосы, редукторы, лебедки, роторы и проч.).

У КОМ (коробка отбора мощности) второго раздела для мобильного шасси передача мощности производится от КПП шасси. Такие КОМ более часто используются, а передача мощности при этом разрешается лишь на низкой скорости, изменять передачу при этом запрещается, иначе есть риск преждевременного выхода из строя синхронизаторов КПП.

У КОМ (коробка отбора мощности) третьего раздела для мобильного шасси  установка предусматривает разрыв мощностного потока, при этом имеется возможность переключения между работой на трансмиссию шасси и работой на специальные агрегаты спецтехники. Такая коробка отбора мощности может устанавливаться и в торцевой части коробки перемены передач, либо к раздаточной коробке. Применение КОМ, относящихся к этому разделу, обеспечивает передачу всей мощности от приводного дизеля шасси, при этом нельзя использовать шасси в движении.
Коробки отбора мощности можно выделить в следующие категории по передаваемой мощности (кВт): 40 кВт, 120 кВт, боле 130 кВт. Эти группы КОМов позволяют получить представление по передаваемой мощности о прочностных характеристиках элементов КПП и раздаточных коробок, от которых отбирается мощность на КОМ. КОМы из первых 2-х категорий имеют возможность отбирать мощность в неподвижном положении шасси.

Управление КОМ осуществляется механически, посредством пневматики, посредством гидравлики, посредством пневматики по электрическому сигналу.
Для управления КОМ посредством пневматики требуется наличие сжатого воздуха на борту шасси, который обычно отбирается из штатной тормозной системы шасси, при этом возможны различные варианты автоматизации процесса управления включения КОМ, например можно обеспечить автоматическое включение или автоматическое отключение КОМа при подаче дублированного сигнала от рабочих органов спецмашины и трансмиссии самого шасси.

Виды приводимых КОМ рабочих органов.
Если для приведения в движение рабочих органов спецмашин коммунальной, лесной, строительной, дорожной, буровой, нефтепромысловой, горно-шахтной и другой специальной мобильной техники применяется гидропривод, то установка насосов определяется часто протяженностью гидравлических линий, при этом насос, как одинарный, так и сдвоенный (тандем) может устанавливаться непосредственно на корпус КОМ. Таким образом отпадает необходимость в установке различного рода проставок или карданных валов. Ограничение может возникнуть только по разрешенному весу насоса, прикрепляемого к КОМу, что определяется прочностью последнего. Такие КОМ (коробка отбора мощности) имеют высокую степень унификации, поскольку позволяют монтировать насосы, крепление которых выполнено по различным стандартам: ISO, UNI.

 Монтаж КОМа (коробка отбора мощности).
Наиболее распространенный вариант КОМ для шасси — это коробка отбора мощности с одной ступенью (а также варианты с соосным и несоосным расположением входного и выходного валов). Такая КОМ устанавливается на корпус КПП с одной из сторон: справа или слева, что в последующем определяет направление вращения вала гидронасоса, если привод рабочих органов спецмашины осуществляет посредством гидропривода. Между корпусом КПП и корпусом КОМ монтируется уплотнительная прокладка, и в зависимости от модели КПП и металлическая пластина-проставка, для изменения расстояния между осями ведущей и ведомой шестерен. Поронитовыми прокладками достигается регулирование межосевого расстояния шестерен (эта операция осуществляется производителем спецмашины при установке КОМ и при ремонте или съеме КОМ регулировочное расстояние не должно быть изменено).
При управлении включением и выключением КОМа пневматически — с помощью пневмокамеры, происходит подача воздуха из пневмосистемы шасси под мембрану, которая сжимает пружину возврата и перемещает палец и вилку ведомой шестерни, осуществляя зацепление последней и промежуточной шестерни КОМа. Чтобы в момент зацепления не происходило задира или выкрашивания зубьев шестерен, на шестернях КОМа имеется специальная залысовка с рабочей стороны. Необходимо все же соблюдать осторожность и не допускать повышенных оборотов двигателя (и КПП) в момент включения, также необходимо ограничивать и максимальное давление воздуха. При простейшей схеме включения КОМа при выпуске воздуха из-под мембраны посредством возвращающей пружины происходит выведение шестерен коробки отбора мощности из зацепления.

Коробки отбора мощности широко применяются на грузоподъемном оборудовании – автокранах, кранах-манипуляторах и автомобильных гидравлических подъемниках. В таких случаях через КОМ мощность передается либо на гидравлический насос, либо на электрогенератор. Здесь КОМ, чаще всего, — это редуктор, содержащий одну ступень. Монтаж производится традициооно на КПП шасси крана или подъемника. Управляет работой КОМа (включение-выключение) машинист-водитель, посредством механической тяги, или пневматически.
В независимости от качества изготовления КОМ нередкими бывают выхода его из строя вследствии неправильной и небрежной эксплуатации, поскольку очень важно соблюдать верную последовательность включения при эксплуатации коробки отбора мощности.

НАСОС (ГИДРОМОТОР).
Насосы и гидромоторы аксиально-поршневые нерегулируемые с наклонным блоком применяются в объёмных гидроприводах машин для преобразования механической энергии вращения приводного вала в гидравлическую энергию потока рабочей жидкости (в частности — гидроманипуляторах), при этом подача пропорциональна скорости вращения и рабочему объёму.
Гидромоторы предназначены для открытых и закрытых гидросистем. Гидромоторы — реверсивные. Угол наклона блока цилиндров относительно оси вала 26 градусов.

 

Коробка отбора мощности